Доклад
«Самостоятельная
деятельность педагога
как составляющая
профессионального мастерства»
(техника
организации личного труда учителя)
Основное
назначение техники личного труда педагога, как обычных, так и профильных классов заключается в том, чтобы
сделать учителя сильнее, расширить и увеличить его возможности в достижении
поставленных целей. Суть овладения личной педагогической техникой состоит в
отшлифовке, доведении приемов труда до состояния совершенного навыка, который
при дальнейшем употреблении не требует существенных затрат времени и
энергии, реализуется почти автоматически. В этом случае работа протекает
быстро, легко, точно.
Без техники
личной работы успех педагогической деятельности в наше время немыслим вообще.
Чем солиднее собственный арсенал средств и совершеннее техника личной работы,
тем больше высвобождается времени для
творческого роста, повышения педагогического мастерства. Не случайно
слово «техника» в переводе с греческого означает «искусство, мастерство».
Цель доклада: рассмотреть необходимый
минимум информации, который составляет основу техники организации личного труда
в процессе подготовки учителя профильных
классов к занятиям.
Исследования и опыт
лучших учителей дают основание
включить в этот минимум технику организации времени, технику работы с книгой,
технику фиксации и отработки информации, технику отбора и хранения готовой
информации, а также «мелочи»
педагогической техники. Каждый из компонентов этой системы представляет собой целый комплекс приемов и средств труда, без овладения которыми
немыслима научная организация педагогической деятельности.
РАЗУМНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
ВРЕМЕНИ
Как же учителю рационально организовать
свой труд во времени? Прежде всего, его нужно упорядочить. Это важный шаг в
организации времени. В опыте лучших учителей установлен такой порядок: в конце
рабочего дня, а нередко за полчаса до отхода ко сну анализируются результаты
работы за прошедший день и тщательно продумывается все то, что надо сделать
завтра (это может быть сделано и во время вечерней прогулки на свежем воздухе).
Все более важное следует записать, а менее существенное отодвинуть на второй
план. Так обычно формируется общий план работы на следующий день. Затем следует
рассчитать работу во времени, т. е. определить хотя бы ориентировочно, опираясь
на прежний опыт, сколько времени необходимо для выполнения той или иной работы
и когда ее наиболее целесообразно выполнять.
Планирование и особенно расчет работы во
времени на первых порах могут разочаровать молодого учителя. Ведь может
оказаться, что для выполнения намеченного не хватает времени. Как же быть?
Прежде всего, надо проверить, а нет ли в этом плане дел, надобность которых
весьма сомнительна, нет ли работы, которая в отведенное время может быть
выполнена лишь формально.
Следующий
шаг в технике организации времени состоит в том, чтобы выявить, а нет ли здесь
работы, которую без ущерба можно
передать другим лицам. У педагога, как уже отмечалось, всегда бывает много
хорошо подготовленных помощников из числа учащихся,
родителей, общественности. Правда, поиски их, отбор, подготовка,
проверка исполнения требуют времени, энергии, настоящая помощь приходит не
сразу. Видимо, поэтому многие учителя не готовят себе необходимых помощников, а
все пытаются сделать сами. Это неправильно.
Существенная часть техники организации
времени связана с определением таких видов деятельности, которые без ущерба
можно совместить. Кто не замечал за собой, например, что, выполняя различные
виды домашнего труда, уборку квартиры, хождение в магазины за покупками, мы
как-то незаметно включаемся в заботы предстоящего рабочего дня, продумываем его
план, представляем мысленно результаты.
Рекомендуется также, возвращаясь из школы
домой, продумать по свежим следам, что
получилось и что не удалось за день, чтобы, придя домой, сделать об этом
отметки на будущее в рабочем плане.
Весьма существенные затраты времени
связаны с ежегодным составлением рабочих планов или конспектов уроков. Время
экономится, если учитель пишет их не в тетради, а на карточках, которые
заготавливает впрок. Тогда при подготовке к очередному занятию ему нужно
заменить или подготовить вновь всего несколько карточек. Даже если продолжать
писать рабочий план или конспект урока в
тетради, то примеры, задачи, рисунки, схемы, доказательства,
индивидуальные задания сильным и слабым учащимся, словом, все то, что, строго говоря, не
составляет плана урока, лучше всего делать на карточках-вкладышах. Замена устаревших приемов труда более совершенными
позволит не только сэкономить время, по и повысит культуру труда.
Четкое планирование и регламентирование
различных видов труда, правильное распределение деятельности между возможными
исполнителями дают установку на рациональное использование времени, облегчают
контроль и самоконтроль, дисциплинируют учителя и повышают эффективность труда.
При
помощи ежедневника учитель может регламентировать труд по часам и дням недели.
Достоинство еженедельника в том, что он позволяет
вносить записи в графы по мере возникновения необходимости, что даст
возможность более равномерно распределить труд по дням недели, не допускать
перегрузки учителя и учащихся в отдельные дни, а тем более — наслоений
различных дел, в одно и то же время.
ТЕХНИКА РАБОТЫ С
КНИГОЙ
В бюджете рабочего
времени учителя работа с книгой занимает особое место. Поинтересуемся, а умеют
ли сами учителя работать с
книгой? Оказывается, как это ни странно, что многие из них техникой работы с
книгой не владеют. Ни в школе (за исключением начальных классов), ни в вузе
серьезно этому никто не учит.
Задача техники работы с
книгой состоит в изыскании путей облегчающих возможности добывать знания
наиболее эффективно и при возможно меньших затратах времени и сил. Работа с книгой в широком плане — предмет отдельного
рассмотрения с организационной точки
зрения важно уяснить комплекс вопросов, составляющих необходимый и вместе с тем достаточный минимум способный
обеспечить успех работы с книгой.
Анализ обычного круга учительского чтения
убеждает и том, что это занятие часто лишено плановости, системы и
целенаправленности. Мешает чрезмерная загруженность? Верно, но не совсем. Дело
в том, что многие учителя — и те, кто загружен, и те, кто не тяготится
загруженностью, — не всегда знакомы с техникой поиска и отбора книг. Дело это
не такое простое, как на первый взгляд может показаться.
Чем
следует руководствоваться при поиске и отборе книг для чтения? Конечно же,
вопросами, на которые вы хотите найти ответ в книгах.
Суть техники поиска и
отбора состоит в том, чтобы из масс; книг найти
наиболее необходимые и
ценные. Если за свою сознательную жизнь человеку из 30
миллионов томов суждено прочитать всего лишь две-три тысячи, то очень
важно, чтобы это
были именно те книги,
которые ему больше
всего необходимы.
Под
техникой чтения следует понимать навыки рационального и быстрого чтения. Можно
встретить противоречивые советы тай медленно», «читай быстро».
Как же надо читать? Конечно,
скорость чтения зависит от цели чтения и сложности материала. Авторы, которые
советуют читать медленно, не склонны к
тому, чтобы искусственно замедлять сам процесс
чтения. Они против поверхностного, бездумного
чтения, за его осмысленность многие, кто советует читать
быстро, также указывают на необходимость полного
осмысления текста. Лучший
вариант — второй - уметь читать
быстро и осмысленно.
И. Л. Сухомлинский считал, что уже в
начальной школе учащихся нужно научить читать быстро. Отсутствие этого навыка
становится тормозом умственного развития.
Известно, что начинающий читатель
произносит вслух слова, умеющий читать — говорит про себя. Тренировка может
увеличить скорость чтения, почти удвоить ее. Если устранить фонетический
барьер, то скорость чтения можно увеличить в несколько раз. Быстрое чтение
возможно лишь при условии автоматизации и свертывания (сокращения) речевых
мыслительных процессов без особого ущерба для их осмысливания.
Техника быстрого чтения, основанная на
умении воспринимать сразу несколько слов, а то и целый абзац, без мысленного их
произнесения. Память и мышление в этот момент настолько активизированы, что
позволяют внимательно воспринимать почти весь текст. Ясно, что для этого нужна
специальная подготовка, длительная тренировка. У этой формы чтения
ознакомительное назначение, и она доступна всем.
Как
же определить скорость чтения? В качестве первого этапа рекомендуется изучить
фактическое положение дел, т. е. выяснить, как быстро читает учитель.
Второй весьма важный этап в
совершенствовании техники чтения состоит в выработке соответствующей установки,
и готовности к самоусовершенствованию. Очень важным условием выступают здесь
волевые усилия, умение заставить себя
работать в заданном ритме и направлении.
Самый ответственный этап
— организация планомерной и систематической тренировки. Для этого нет
надобности выделять отдельное время. Скорочтению учатся в процессе чтения,
связанного с практической деятельностью, выделяя всего лишь несколько минут для
контроля, который позволит получить объективную формацию о достигнутых успехах.
Экономия времени в
процессе работы с книгой достигается не только за счет скорости чтения, но и за
счет выбора наилучшей в данных условиях разновидности чтения. Рассмотрим
некоторые из них.
Предварительное чтение. В процессе такого чтения отмечаются все
незнакомые, иностранные слова, научные термины и понятия, чтобы можно было в
дальнейшем уяснить значение, например, по словарям или справочникам.
Сквозное чтение- чтение подряд — означает внимательное
прочтение всего материала. Этот вид чтения применяется при необходимости
полностью охватить содержание раздела, статьи, книги в целом.
Выборочное чтение предполагает определенный отбор материала для чтения с целью его углубленного изучения.
Иногда такая необходимость возникает, когда нужно найти ответ на
определённый вопрос, т. е. этот вид чтения определяется интересами:
практическими потребностями учителя.
Повторное чтение состоит в том, чтобы вернуться к тому, что
очень нужно или не совсем понятно, через какое-то время, основательно осмыслить
его.
Аналитическое чтение, или чтение с проработкой материала, представляет собой
критический разбор содержания с целью глубокого его изучения, конспектирования
наиболее существенного. Этот вид применяется при работе с первоисточниками и
сопровождается зачастую выпиской фактов, цитат, выводов на карточки,
составлением тезисов, рефератов и т. д.
Партитурное
чтение,
или, как его еще называют, быстрое, двоичное чтение, означает беглое
ознакомление с книгой в целом при большой скорости чтения
(за 1,5—2 часа прочитывается до 200—300 страниц). Скорость
чтения, как уже отмечалось, возрастет за счет умения охватывать смысл целых
абзацев, преодолевая фонетический барьер.
Смешанное чтение означает применение различных видов чтения в
зависимости от содержания материала, целей и задач его изучения.
Ученые и практики,
разрабатывая для учащихся комплекс приемов самостоятельной работы с книгой,
рекомендуют определенную последовательность: выделение существенного, пересказ
ответы на вопросы, составление плана, сортировка материала, самопроверка,
формирование приемов умственной деятельности.
К технике работы с книгой следует также
отнести навыки работы с карандашом
внутри книги. Суть этой работы состоите том, что в книгах, которые изданы
массовым тиражом и являются личной собственностью, не только можно, но и нужно
оставлять после их прочтения определенные следы, делать пометки, которые в
дальнейшем облегчили бы поиск необходимого материала и его оценку. В других,
библиотечных книгах в этих же целях делают только закладки, ни в коем случае не
прибегая подчеркиванию и пометкам.
Надо отметить, что такая работа
способствует и более глубокому усвоению ее содержания. Это, по существу, чтение
с проработкой материала, фиксация всего необходимого внутри самой книги.
Работа с карандашом внутри книги
допускает подчеркивание, отчеркивание, использование различных знаков, заметок
па полях и на внутренней стороне обложки. Многие учители используют этот прием.
Подчеркнуть — значит провести линию (тонкую, жирную, волнистую и т.д.) под
словом или строкой текста. Отчеркнуть— значит отметить вертикальной линией па полях
несколько строчек и поместить рядом с линией знак, который указывает, с какой
целью сделано отчеркивание.
При подчеркивании линии могут иметь
разное значение. Например, одна прямая черта — важная мысль, две — основная,
главная мысль. Волнистая черта — интересный фактический материал. Подчеркивание
различной информации разным цветом облегчает ее поиск и использование. Можно
условиться, скажем, что понятия будут всегда
подчеркнуты синим, основные положения — красным, следствия, факты—
зеленым цветом и т. л.
Не менее важно выработать и систему
знаков. Восклицательный знак — важное место, обратить особое внимание. Вопросительный знак — сомнение, надо проверить. На полях
допустима классификация, группировка мыслей, положений, можно делать
записи мыслей, возникших по ассоциации, и т. п.
Решающим во всем этом является
определенная система. Всегда следует одинаково отмечать сходное, пометки и
заметки должны делаться четко, аккуратно и мягким карандашом, наиболее
существенное выносить для памяти на обложку. При этих условиях работа с книгой
будет полезной и эффективной.
ТЕХНИКА ФИКСАЦИИ
И ОТРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
Техника
письма.
Учителя обычно пишут много, сравнительно быстро, четко и ясно, но
совершенствование в этом деле, как, известно,
беспредельно. Техника письма педагога — один из показателей его культуры и профессиональной подготовки.
Определенная часть учителей пишет довольно
медленно и не всегда paзборчиво. Чтобы научить
ребят писать быстро, четко и ясно, нужно уметь это делать самому, но далеко не
все к этому стремятся, а кое-кто считает, что у него к письму нет способностей.
Вопрос
о скорости письма для учителей имеет принципиальное значение, поскольку в
процессе занятий по самообразование подготовки к урокам письмо занимает от 30 до 50 процентов общего
времени. Пишут обычно педагоги от 15—20 до 30—40 слов в минуту.
Чтобы научиться писать быстро, надо
прежде всего устранить, все отклонения от нормы, например крупный почерк,
требующий большей затраты времени и энергии,
чем нормальное письмо. За нормальный
принят размер шрифта обычной пишущей машинки. Конечно, надо учитывать индивидуальные
и возрастные особенности учителей, состояние их здоровья, зрение и т. д.
В практике у учителей
вырабатываются почерки с различии ми наклонами букв: у "одних — вправо, у
других — прямой, а у третьих — слова настолько наклонены влево, что прочесть это
очень трудно. И дело не только в том, что затрудняется чтение,- усложняется сам
процесс письма. Различна бывает и плотность рукописного текста. Часто буквы и
слова растягиваются так, что на строке оказывается всего три-четыре слова. Или,
наоборот, слова и фразы так стиснуты,
слиты, что их трудно читать. Нередко встречаются различные «художества»,
т. е. отклонения от нормы; в начертании отдельных букв, всякого рода крючки,
завитушки, черточки и загогулины.
Трудно перечислить все отклонения от
нормы письма, вообразить все его «болезни», с которыми серьезно никто не
борется. Более того, некоторые специально вырабатывают свой почерк считая, что
от него зависит характер человека. Письмо как вид деятельности в какой-то
степени отражает некоторые проявления личности, особенности характера, по, как
известно, дает несравнимо больше информации о технике и культуре письма, нежели
о личности человека.
Чтобы расчистить путь к нормальной скорописи, прежде всего, устраняются скопившиеся «болезни».
Принятый размер букв и
их допустимая плотность, наклон,
отсутствие «художеств» — первые шаги в совершенствовании почерка. Это поможет
намного повысить скорость письма, улучшить его качество.
Экономия времени и энергии учителя достигается не только за счет скорости чтения и написания,
но и за счет умения правильно выбрать и
реализовать наилучший, наиболее
рациональный вид записи
(план, тезисы, конспект,
аннотация, рецензия, реферат и
др.).
План краткий,
логически построенный перечень
вопросов, раскрывающий содержание изучаемого материала. В нем нет
конкретного изложения материала,
но есть его структура, определяющая содержание.
Чтобы научиться составлять план, надо научиться выделять из прочитанного
главные мысли, устанавливать соотношения, связи между ними, четко и кратко формулировать их.
Тезисы — это кратко сформулированные основные мысли, положения
изучаемого материала. Если каждый пункт плана — вопрос, то
тезис представляет собой
обобщенный, краткий на него ответ. Он выражает самую суть, но не
раскрывает содержания.
Конспект представляет собой
краткое изложение изучаемо материала, доклада, лекции, статьи и т. д. Имея в
основе план и тезисы, или план в тезисной форме, легко привлечь для их
раскрытия фактический материал. Конспект содержит в себе не только констатирующую, но и аргументирующую часть:
примеры, доказательства изучаемого вопроса, собственные мысли и т. д.
Аннотация — небольшое (10—20
строк) связное описание содержания книги или статьи, включающее иногда краткую
их оценку. Аннотация служит в основном для ориентировки в поиск нужного
материала. Их сейчас можно найти в любой книге, не говоря уже о библиотеке.
Реферат представляет собой
небольшое целостное изложение, в котором хотя и кратко, сжато, но с
мотивировкой, определениями и выводами излагаются основные идеи, положения
статьи или ряда статей, книг, иногда определяется к ним свое отношение.
Рефераты пишутся обычно для выступления на лекциях семинарах, конференциях.
Рецензия —это критическая оценка
изучаемого материала. Обычно в рецензии дается изложение существа
анализируемого материала (статьи, книги, доклада, лекции и др.), разбирается
его содержание и форма, отмечаются достоинства и недостатки, делается
обобщение. Оценочные суждения в рецензии должны быть убедительно
аргументированы.
Цитата — дословная выдержка из
книги, наиболее характерно отражающая ту или иную мысль автора. Здесь же
указывается автор, название его работы, место и год издания, а также страница.
Особо
следует отметить такой вид работы, как выписки.
Обычно при чтении книг, журналов, газет встречаются мысли, положения, факты,
которые нужны для практической деятельности. Сформулированы они четко, ясно,
оригинально. Учителя обычно выписывают важные, оригинальные мысли, идеи,
положения, факты, примеры, цифры, которые могут понадобиться в процессе
учебной, воспитательной или общественной работы. Однако и здесь нужна
определенная система.
Использование технических средств
позволяет часть материалов, особенно транслируемых по радио, телевидению, или
выступления с докладами, речами, лекциями записывать на видеомагнитофон,
камеру, диктофон и т. д.
Техника работы с
карточками
— относительно самостоятельный вид фиксации и хранения информации, хотя
карточки, как правило, заполняются в процессе работы над другими источниками
информации и чаще всего представляют собой различные выписки. Учителю давно
пора отказаться от развернутых, подробных планов и конспектов, выполненных в
тетрадях. Переходить надо на карточки. Это научный метод работы.
Изо дня в день в процессе чтения книг,
газет, журналов, прослушивания радио
и просмотра телепередач можно заносить на карточки все наиболее существенное и интересное.
Если регулярно заполнять две-три, а тем более пять карточек в день, то в
течение года накопится более тысячи
таких карточек, за 10 лет целая
макробиблиотека, которая для
профессионального труда учителя профильных классов полезней любых
других подсобных материалов.
На карточку, как уже
говорилось, заносятся оригинальные, интересные
мысли, факты, примеры,
предложения, нередко и упражнения, задачи. Все ее содержание
должно отвечать, как правило, лишь на один конкретный вопрос.
Карточки легко
систематизируются и хранятся в
определённом порядке в столе.
Карточки, сгруппированные в ящике письменного стола, разделяются более плотными карточками с тупами (тебами), на
которых указан номер или название
раздела, проблемы. Обозначение тем, разделов
учитель делает сам, но
в определенной системе. Для
примера рассмотрим различные
карточки, Первая из них представляет
карточку книги, вторая — результаты исследования, третья — мысли автора по
определенному вопросу.
Что значит учиться работать? Это
значит планомерно и систематически ставить перед собой определенные цели,
задачи, решать их, переделывать себя, изменять характер своей деятельности. А
для этого надо познать себя, т. е. определить свою память, волю, склад
мышления, характер и т. д. Надо научиться наблюдать, логично рассуждать,
разбираться в своем психическом состоянии. Знать себя — значит уметь определить
степень своей уравновешенности, самостоятельности, впечатлительности,
возбудимости. Для того чтобы научиться работать, надо научиться изучать и
изменять себя в соответствии с поставленной целью.
Достоинство
карточек состоит в том, что они, во-первых, представляют собой наиболее цепную,
отобранную и обработанную информацию.
Во-вторых, это информация многократного и самого разнообразного
применения. Отработанную карточку можно использовать не только для занятий, но
и для доклада, лекции, научной статьи, диссертации и т. д. И, в-третьих,
карточками удобно пользоваться, так как они
небольшие по размерам, не сброшюрованы и т. п.
ТЕХНИКА ОТБОРА
И ХРАНЕНИЯ ГОТОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ
Сущность ее состоит в том, чтобы умело
отобрать из огромной массы информации
наиболее ценную и необходимую, определенным образом отработать,
систематизировать и обеспечить такое ее хранение, которое гарантирует
сохранность, а также легкость и экономичность использования. Сюда относится
комплекс приёмов и средств техники личного труда учителя профильных классов,
связанный с выбором
книг, которые приобретаются учителем в личное пользование, подпиской на газеты,
журналы и брошюры, отбором из периодической печати статей и вырезок, выпиской
всего необходимого на карточки, систематизацией и хранением их,
Книги должны быть
сгруппированы и размещены на полках учительской библиотеки
так, чтобы в любое время
можно было бы легко и быстро найти нужную информацию. Если библиотека
расположена вдали от рабочего места, то на столе или на стене у стола нужно
иметь рабочую полку с книгами, которые нужны повседневно. Здесь размешаются, а
затем убираются на прежнее место и те
книги, которые нужны на короткое время. Книги на полках ставятся в один
ряд и в определенном порядке. Важно, чтобы учитель знал, что и где находится.
Как правило, учитель книги приобретает
стихийно, а это нужно делать планомерно, систематически.
Весьма существенную и
готовую информацию учителю предлагают газеты,
журналы и другие
периодические издания. Из журналов и газет можно вырезать
статьи или их части, иллюстрации, делая на них пометки (автор, название
источника, год и место издания). Маленькие
статьи или части их наклеиваются на карточки обычного образца и тем
самым подготавливаются к хранению. Сели статей или отдельных выписок соберется
много, го их нужно сгруппировать, систематизировать и разместить и отдельных
папках, но лучше такие папки завести сразу. Папки можно пронумеровать, классифицируя информацию по отдельным вопросам обучения и воспитания,
Примерно такие же рекомендации можно дать
и в отношении отбора и хранения дидактического материала, работ учащихся. Как часто педагог, накопит необходимый материал, не
может им воспользоваться только потому, что своевременно не обработал
его, не сделал выписок, в нужное время не попался ему на глаза. Чаше всего он
обнаруживается случайно, когда надобность в нем миновала. Следовательно, отбор
и хранение информации — еще один резерв времени учителя, надежный его помощник.
Хранить следует лишь самое ценное, существенное, устранять все устаревшее,
лишнее. Иначе довольно быстро можно «затовариться», затруднить возможность
быстро и легко пользоваться тем, что есть.
Кроме перечисленных видов сбора и хранения информации, в
последние годы получил распространение ряд новых: запись на диск электронный
каталог (который даёт возможность очень быстро найти нужную информацию не
пересматривая лишнюю).
МЕЛОЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
В педагогическом труде есть вопросы,
которые обычно считаются мелкими, незначительными. Такими они в
действительности и являются, если их рассматривать вне общей системы педагогического труда. Однако не случайно говорится,
что в педагогическом труде нет мелочей. Поэтому следует своевременно
отработать, отшлифовать эти
«мелочи», чтобы они
не сдерживали, не тормозили
учебно-воспитательный процесс.
При подготовке к занятиям
учителю нередко нужны различные канцелярские
и письменные принадлежности, другие простые приспособления.
Прежде всего, желательно иметь запас письменных
и канцелярских принадлежностей примерно на учебный год,
подставку для цветных шариковых
ручек, точилку для карандашей, фломастеры, коробки для карточек и
стандартной бумаги для заметок и т. п. К столу могут быть сделаны
приспособления для ящиков, облегчающие хранение необходимых материалов
и позволяющие при
необходимости увеличить полезную площадь рабочего места.
ВЫВОДЫ
Методическая компетентность учителя
является преобладающей и включает владение разнообразными методами обучения,
знание дидактических методов, приемов и умение использовать их в процессе
обучения; мобильность знаний т. е. постоянное обновление знаний для успешного
решения поставленных задач, гибкое использование методов обучения, критичность
мышления и ответственность за свои действия. Многоуровневая профессионально
значимая деятельность учителя в новых условиях работы, таких, как работа в профильных
классах, требует системного образования, навыков педагогов в области методики и
оптимальное объединение методов профессиональной педагогической деятельности.
Принципы формирования методической компетентности учителя базируются на:
-принципе
интегративности;
-принципе
педагогической оценки, самооценки и рефлексии в формировании методической
компетентности;
-
принципе индивидуальной траектории формировании методической компетентности.
Условия формирования методической
компетентности должны включать наличие взаимосвязи между целью, содержанием,
формами и методами повышения квалификации и уровнями сформированности
методической компетентности педагогов, варьировать возможность формирования
методической компетентности учителей и специализации по профилям деятельности.
Самообразование учителя ложится в основу познавательной мотивации,
методического мышления и педагогической рефлексии. Научно-методическая работа
учителя основана на достижениях науки и передового педагогического опыта, это
система аналитической, организационной, диагностической, поисковой,
исследовательской, научно-практической и информационной деятельности по
повышению научного и общекультурного уровня, совершенствованиеего
профессиональной компетентности и повышение эффективности
учебно-воспитательного процесса.
В методической литературе отмечаются
тенденции в состоянии преподавания предметов в профильных классах:
-
уменьшение проблем и недостатков в организации, содержании и методике
учебно-воспитательного процесса;
-
изменение характера учебного процесса на основе методических рекомендаций и
опыта работы учителя в профильном классе;
-
расширение методического арсенала и его совершенствование;
-
улучшение педагогической техники и педагогического мастерства;
-
проявление новаций в педагогической деятельности.
Иными
словами доминантой умения учителя является организация учебного процесса, как
педагогического взаимодействия, направленного на развитие целеустремленной
личности
|